четверг, 9 января 2014 г.

Мы начинаем проект "Смешанное обучение" в МБОУ Гимназия №117!



Итак, мы начинаем!
Дорогие ребята! Уважаемые родители обучающихся
 МБОУ Гимназия №117 г. Ростова-на-Дону!
          Обучающиеся 7-а, 7-б, 7-д классов, изучающие второй иностранный язык (немецкий) принимают активное участие  в 2013-2014 учебном году вместе с преподавателем немецкого языка Рябченко Евгенией Анатольевной в проекте по реализации моделей смешанного обучения в учебном процессе. Проект организован ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО и клубом "Учитель года Дона". Проект Ростовской области создан с целью изучения и внедрения в учебный процесс данной технологии учителями-практиками.
          В настоящее время школа  призвана воспитать свободную, развитую и образованную  личность, способную ориентироваться в условиях  постоянно меняющегося мира. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определяет необходимость достижения в процессе образования и воспитания школьников следующих результатов: предметных, метапредметных и личностных. Достижение этих результатов невозможно без учета современного уровня развития общества, который определяется во многом созданием и повсеместным использованием в различных областях жизни новых технических устройств. Дети еще до достижения школьного возраста быстро адаптируются к цифровой среде и, приходя в школу, должны жить и развиваться в соответствующем образовательном пространстве современного общества. Объективно возникает необходимость интеграции эффективных технологий классно-урочной системы и новых возможностей, которые открываются в результате совершенствования цифровых технических средств. Таким образом, возникла идея смешанного обучения, различные модели которого уже в течение десяти лет разрабатываются зарубежными учеными (Япония, Великобритания, Финляндия, США). В России идея использования данной технологии известна уже более года и внедряется в разных регионах.
Цель проекта: повышение качества образования в средних учебных учреждениях Ростовской области в процессе внедрения технологии смешанного обучения на основе требований ФГОС.
Цель проекта в гимназии №117: повышение качества образования в гимназии  в процессе внедрения технологии смешанного обучения  в преподавание немецкого языка( второго иностранного) на основе требований ФГОС, повышение мотивации школьников к изучению немецкого языка, его популяризация.
Задачи проекта:
- апробировать в каждой предметной области те модели смешанного обучения, которые являются наиболее эффективными при изучении данной учебной дисциплины, и создать банк методических рекомендаций для учителей.
- на основе внедрения технологии смешанного обучения сформировать в учебных учреждениях инновационное образовательное пространство, способствующее  интерактивному взаимодействию учителя и ученика, развитию профессионального потенциала учителя и становлению личности каждого ученика.

Задачи проекта в гимназии №117:
- апробировать в предметной области «Филология» те модели смешанного обучения, которые являются наиболее эффективными при изучении иностранного языка, и создать банк методических рекомендаций для учителей.
- на основе внедрения технологии смешанного обучения сформировать в гимназии №117 инновационное образовательное пространство, способствующее  интерактивному взаимодействию учителя и ученика, развитию профессионального потенциала учителя и становлению личности каждого ученика.
Научным руководителем проекта является Елена Евгеньевна Алимова, проректор по учебно-методической работе ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО,  кандидат психологических наук, Почетный работник общего образования. Организатор проекта - Галина Михайловна Нестеренко методист отдела методической и организационной работы ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, Заслуженный учитель РФ. Координаторы проекта: Ильина Юлия Юрьевна – учитель немецкого языка МБОУ лицея №1 г. Цимлянска Ростовской области, абсолютный победитель областного конкурса  «Учитель года Дона – 2012», участница Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012», Нечитайлова Елена Викторовна – учитель химии МБОУ лицея №1 г. Цимлянска Ростовской области, заслуженный учитель РФ, абсолютный победитель областного конкурса «Учитель года Дона 2008», лауреат конкурса «Учитель года России–2008».
Организатор проекта в МБОУ Гимназия №117 г. Ростова-на-Дону: Рябченко Евгения Анатольевна, учитель немецкого и французского языков, руководитель кафедры учителей иностранных языков гимназии, лауреат премии Губернатора Ростовской области  – 2013.
Участники проекта: обучающиеся 7-а, 7-б, 7-д классов (38 человек), изучающие второй иностранный язык (немецкий), они же участники кружка «Как хорошо уметь читать!»
Методические материалы, разработанные в ходе первого года, планируется использовать для внедрения технологии смешанного обучения в учебный процесс учреждений Ростовской области.
Как мы будем работать

          При формировании коммуникативной компетенции  меня больше всего интересует такой аспект, как обучение чтению, его разным видам. Считаю, что это тот вид речевой деятельности, тот механизм получения информации, которому необходимо уделять огромное внимание. На протяжении ряда лет я занимаюсь разработкой стратегии обучения чтению. Не секрет, что обучающиеся стали мало читать. Что же говорить о чтении на иностранном языке! С целью продолжения систематической работы по повышению мотивации  к чтению в 2012-2013 году мы с обучающимися 5-10-х классов стали участниками проекта Немецкого культурного центра имени Гёте при Посольстве Германии в Москве «Рюкзак с книжками». В течение нескольких месяцев я вела данный проект, являясь одновременно слушателем курсов повышения квалификации для кураторов данного проекта на платформе Moodle (г. Москва). Отчёт о ходе проекта, его результатах  представлен нами для широкого круга общественности на сайте Немецкого культурного центра имени Гёте, в данном  блоге (читайте ниже), на сайте гимназии №117.
 С целью повышения мотивации обучающихся к чтению, мы принимаем  участие в данном проекте по смешанному обучению.
А теперь несколько слов об идее, которую я хотела бы реализовать вместе со своими учениками – любителями немецкого языка. Осенью этого года я приняла участие в работе IX межрегионального семинара в пос. Лазаревское «Межрегиональный опыт повышения качества образования средствами инновационных технологий». Так вот там и родилась идея проекта  по проблеме смешанного обучения. Все учителя, выразившие желание принять участие в проекте, в течение года будут внедрять его в жизнь. Смешанное обучение,  по замыслу авторов проекта, - это введение интересного материала посредством Интернета в дополнение и расширение учебного материала детям, которые хотят знать больше. С другой стороны, это возможность «просмотреть» учебный материал дома столько раз и до тех пор, пока он не будет понят самим ребёнком. А ещё это  форма дифференцированного домашнего задания для «слабых» или слишком застенчивых учеников. Можно назвать много «плюсов».
Моя идея такова: обучающиеся 11 классов нашей гимназии являются соавторами  учебных материалов для 7-классников! Они готовят презентации, ищут информацию об авторах, создают презентации, составляют вопросы, придумывают оригинальные задания к прочитанному материалу. Один раз в 2 недели в моём блоге появляются задания к тексту для домашнего чтения. Тексты взяты из учебника для 7 класса «Alles klar!» О.А.Радченко и др. Это 10  отрывков из увлекательных произведений известных немецких детских авторов. Мы обсуждали в переписке с методистом  издательства «Дрофа» Палиной Е.А. избыточность материалов УМК и отсутствие возможности на уроках «читать для души». А в свободное время - пожалуйста! Заметьте, мы не усложняем учебный материал, мы его делаем привлекательнее, интереснее. Тем самым, мотивируя детей к чтению. Ребята читают дома (заочный этап), стараясь выбрать из перечня заданий к тексту интересные и выполнимые именно для конкретного ребёнка.
Один раз в неделю мы встречаемся с участниками проекта на очных этапах, так как учитель  является руководителем кружка «Как хорошо уметь читать!» На занятиях кружка мы координируем работу, выполняем интересные задания: проводим конкурсы на лучшее чтение по ролям, инсценирование отрывков и др. Для тех ребят, кто всё-таки предпочитает только заочную форму работы, мы предлагаем обмен письмами и сообщениями по электронной почте и др.
 Интерес к чтению будем поддерживать следующими приёмами:
  1. необычная и непривычная форма выполнения домашних заданий (Интернет, блог учителя, электронная почта, индивидуальное общение каждого ученика с учителем в переписке);
  2. возможность выполнения заданий в течение большого срока времени (так, как в естественных условия люди и читают книги);
  3. возможность выбора выполнимых для конкретного ребёнка заданий (им же самим);
  4. по 2 очные встречи на занятиях кружка «Как хорошо уметь читать!» в середине и  в конце блока по истечении 2 недель: подведение итогов, поощрение лучших читателей, возможность очных заданий: чтение по ролям, конкурс на лучшее выразительное чтение и др.
Многих родителей и самих ребят интересует вопрос: как будет оценивать учитель работу учащихся?
Активность ребят будет отражена в баллах, которые затем определят рейтинговое место каждого участника проекта. Таким образом, можно определить самого активного читателя. В конце проекта будет проведено анкетирование/ тестирование, которое сможет продемонстрировать эффективность и качество овладения учебной информацией курса. Информация будет размещена в блоге Рябченко Е.А.. Активная работа  в нашем проекте не пройдёт зря. Знания, полученные в рамках проекта, пригодятся в урочной деятельности. А самое главное - повысят мотивацию  к изучению немецкого языка!


С уважением, учитель немецкого языка МБОУ Гимназия №117
 Рябченко Евгения Анатольевна.


Комментариев нет:

Отправить комментарий